16.05.2024

Москва стеклянная: блоки Фальконье

Изображение анонса
Владимир Аверин

Кирпичи бывают не только глиняные, но и стеклянные. Называют их кирпичи Фальконье — по имени изобретателя. Мы нашли в Москве дом, где сохранились старинные кирпичи-стеклоблоки, и поговорили об их реставрации с мастером витража Оксаной Сорокиной.

Кирпичи Фальконье

Стеклянные кирпичи (они же стеклоблоки) получили название благодаря изобретателю — швейцарскому архитектору Гюставу Фальконье. В 1888 году он запатентовал «пустотелые выдувные стекла», и через пять лет изобретение представили на Всемирной выставке в Чикаго. С тех пор кирпичи Фальконье стали популярны в Европе, США и, конечно, России.

Кирпичи Фальконье крепкие, пожаростойкие, хорошо изолируют звук и сохраняют тепло. Из них строили теплицы для зимних садов, возводили межкомнатные перегородки и окна там, где нельзя было поставить обычные, например в брандмауэрах — глухих противопожарных стенах.

undefined
Оксана Сорокина. Фото: Владимир Аверин

Для производства подлинных кирпичей Фальконье стеклодувные мастерские должны были приобретать патент, но многие пренебрегали правилами. Мастера стали делать стеклоблоки по своим формам как могли. В России появилась даже своя популярная форма вытянутого шестигранника — фактически новый бренд.

В 1930-е годы, когда в Советской России вовсю шла индустриализация, появились заводские стеклоблоки. Кирпичи Фальконье постепенно уходили в прошлое, использовать сложные формы перестали. Появился стандартный советский дизайн: блоки квадратной или прямоугольной формы — их производство было дешевле.

Автограф на стекле

Мы встретились с Оксаной Сорокиной около доходного дома И. Е. Кузнецова на Мясницкой улице, 15 — его часто называют «дом со львом». Чтобы не мерзнуть на ветру, прошли сразу в третий подъезд — там на промежуточной площадке между лестничными маршами находится окно из старинных стеклоблоков. В их реставрации участвовала Оксана с коллегами.

По образованию Оксана Сорокина математик. В 2002 году она устроилась в витражную мастерскую помощником генерального директора, увлеклась искусством витража и через несколько лет открыла собственный «Витражный мир».

undefined
Оксана Сорокина (слева). Фото: Владимир Аверин

В 2023 году Оксане предложили отреставрировать окна последних этажей в третьем подъезде доходного дома И. Е. Кузнецова.

В прошлом году в этом подъезде случился пожар. Чтобы протянуть гидрант, пожарные разбили кладку из стеклоблоков Фальконье, и с тех пор она стояла с бетонной заплаткой, а оконный проем на следующем этаже и вовсе был долгое время без блоков. От ветра и влаги подъезд защищала «вторая нить остекления» — обычное стекло, но в окне из стеклянных кирпичей до недавнего времени зияла большая дыра.

undefined
Кирпичи Фальконье. Фото: Олег Любимов

Оксана вместе с мастерами расцементировала кладку, почистила и отмыла 265 старинных кирпичей. «Работать приходилось в восемь рук, — вспоминает мастер. — Вынимаешь один кирпич — боковые тоже начинают сразу ползти вниз, их буквально на лету ловили коллеги». Недостающие 40 блоков вместо разбитых во время пожара заказали у петербургских стеклодувов. Оксану консультировали опытные специалисты из города Гусь-Хрустальный, где производством стекла занимаются с XVII века. «Хорошего стеклодува найти гораздо сложнее, чем хорошего мастера витража. Потому что их в принципе сильно меньше. Выдувание стекла — сложный и трудоемкий процесс: нужно не ошибиться с массой для формы, выдохнуть с подходящей скоростью, а потом грамотно выполнить обжиг и обработку, что требует немало знаний и навыков, — объясняет Оксана. — Наши блоки называются “форма номер 9”, и у них есть одна забавная технологическая особенность — круглые капельки внутри полости. Можно подумать, что это дизайнерское решение, но на самом деле это просто место, через которое делали выдув, производственная заклепка».

Оксана вместе с мастерами расцементировала кладку, почистила и отмыла 265 старинных кирпичей. «Работать приходилось в восемь рук, — вспоминает мастер. — Вынимаешь один кирпич — боковые тоже начинают сразу ползти вниз, их буквально на лету ловили коллеги». Недостающие 40 блоков вместо разбитых во время пожара заказали у петербургских стеклодувов. Оксану консультировали опытные специалисты из города Гусь-Хрустальный, где производством стекла занимаются с XVII века. «Хорошего стеклодува найти гораздо сложнее, чем хорошего мастера витража. Потому что их в принципе сильно меньше. Выдувание стекла — сложный и трудоемкий процесс: нужно не ошибиться с массой для формы, выдохнуть с подходящей скоростью, а потом грамотно выполнить обжиг и обработку, что требует немало знаний и навыков, — объясняет Оксана. — Наши блоки называются “форма номер 9”, и у них есть одна забавная технологическая особенность — круглые капельки внутри полости. Можно подумать, что это дизайнерское решение, но на самом деле это просто место, через которое делали выдув, производственная заклепка».

undefined
Оксана Сорокина. Фото: Владимир Аверин

Оксана достает из сумки старинный стеклоблок и дает рассмотреть капельку поближе. Я отмечаю, что не смогла бы отличить блок 1907 года от современного. Оксана говорит, что мастер после установки тоже не сумел определить, где какой, и признается, что на одном из блоков нового окна оставила автограф — название своей мастерской. Это клеймо можно рассмотреть, только стоя под особым углом. Около минуты мы пытаемся найти тот самый стеклоблок и в итоге с ликованием его обнаруживаем.

На старинных кирпичах Фальконье тоже ставили клейма. Иногда их наносили на нижнюю грань, поэтому в кладке их не видно. Оксане попадались блоки с клеймом-«ромашкой» и более простые, с двумя капельками, а в каталогах она видела множество других. «Мы пока не установили, какие заводы производили изделия и чьи это клейма, ведем архивные поиски», — говорит Оксана.

Кроме дизайна, формы, размера и клейм, кирпичи Фальконье отличаются цветом. Они бывают прозрачные, синие, зеленые, фиолетовые и даже рубиновые — самые дорогие, потому что их красили соединением золота. Но последних Оксана еще не встречала.

undefined
Витраж. Фото: Владимир Аверин

Подарок жильцам

Кирпичами Фальконье в подъезде «дома со львом» были заложены два окна, но в первоначальном виде восстановили только одно: на последнем этаже жильцы просили поставить съемную конструкцию, чтобы ее можно было открутить в случае пожара. Решено было сделать витраж.

Под впечатлением от работы с кирпичами Фальконье и по просьбе жильцов дома Оксана с мастерами «Витражного мира» разработала и изготовила двусторонние витражи по рисунку стеклянных кирпичей в технике паяного витража с элементами фьюзинга.

«Фьюзинг — это современная техника спекания кусочков витражного стекла в цельную композицию», — объясняет она. Чтобы сделать объемный и фактурный витраж, Оксана обжигала стекло на рельефной форме, «склеивала» две половинки (так витраж получился двусторонним, выпуклым), затем обрабатывала края на шлифовальном станке и спаивала свинцово-оловянным припоем. Это сложная техника двусторонней пайки. Хотя Оксане помогали коллеги, производство заняло два-три месяца — столько же времени, сколько реставрация и производство стеклоблоков для нижнего окна.

undefined
Оксана Сорокина в мастеской. Фото: Владимир Аверин

Как стать мастером витража и стеклодувом

«Хотелось бы, чтобы стеклянные блоки Фальконье использовались в декоре чаще, ведь они очень красивые», — говорит Оксана. Но хороших мастеров с каждым годом становится все меньше.

Искусству витража можно обучиться в специализированных мастерских: любой желающий может прийти на курсы. Если цель — сделать небольшой витраж для себя, можно взять индивидуальные уроки у опытного мастера и глубоко в тонкости процесса не погружаться. Для тех же, кто хочет получить специальное профильное образование, в Москве есть Строгановское училище с кафедрой стекла и витража, в Петербурге — академия имени А. Л. Штиглица. Существуют классы витража в колледже архитектуры и строительства.

Стать стеклодувом гораздо сложнее. Профессиональное образование можно получить только в двух колледжах: в Гусь-Хрустальном и в Пензенской области. Стеклодувные мастерские редко проводят курсы и обучение. Эта профессия постепенно исчезает, и неизвестно, кто будет реставрировать кирпичи Фальконье в будущем, еще через сто лет.