Московский белкопад
В московских парках начался «белкопад». Бельчонок может свалиться буквально вам на голову. Разобрались, почему так происходит и как оказать крохотному пострадавшему первую помощь.
Многие москвичи не знают, что весной новорожденные бельчата, еще голые и слепые, выпадают из гнезд. Происходит это случайно, а иногда их выпихивает собственная белка-мать. Почему — не совсем понятно. Есть прагматичные догадки: так белка избавляется от не совсем здорового потомства. Есть лирические версии: белки знают, что в Москве живут бдительные и неравнодушные люди. Кто-нибудь из них подберет и приютит бельчонка.
Именно так попал в одну московскую семью бельчонок Фигаро. Свое имя он получил за взбалмошный характер, склонность к самолюбованию, мелкому воровству и бурным приступам радости. Совсем как в известной каватине «Фигаро здесь, Фигаро там» из оперы Россини «Севильский цирюльник».
- Фото: Соня Лесная
Сейчас бельчонок живет в Люберецком районе. Его «приемная» семья — волонтеры Яна и Никита, двое детей, пять собак, два кота и рыбки. У него есть комфортабельный дом-витрина с беговым колесом и мягкой уютной кроватью. Фигаро любит играть с людьми в догонялки. К собакам и котам относится настороженно. Прячет орехи по всему дому. И испытывает слабость к чаю: ворует сухую заварку и при любой возможности пытается отхлебнуть горячий напиток из чашки. А когда его чешут между ушей, он урчит.
В дом дружной семьи в деревне Мотяково бельчонок попал из дачного поселка в окрестностях города Чехова. Жители поселка нашли около своего дома мертвую взрослую белку. По всей видимости, она стала жертвой кошки или собаки. Через пару дней на этом же месте люди обнаружили крохотного будущего Фигаро. Он уже довольно долго лежал на холодной земле и был в критическом состоянии.
Через соцсети дачники нашли волонтерскую группу «Белкоспас» и позвонили туда. По телефону им посоветовали срочно бежать в аптеку за лекарствами. Действовать нужно было быстро — бельчонок практически не дышал и был холодным как лед. Но никакой аптеки поблизости не было. Тогда по совету волонтеров дачники стали растирать Фигаро, сделали ему искусственное дыхание, вливали в рот по капле сладкую, а потом соленую воду. И он ожил! Был на грани смерти, а потом фактически воскрес. Случилось настоящее чудо.
- Фото: Соня Лесная
Эту историю рассказала мне москвичка Серафима Лебедева, основатель и координатор проекта «Белкоспас». Мы встретились с ней в чайхане в Южном Бутове поздно вечером, поскольку днем Серафима занята семьей. Мать четверых детей, она выглядит совсем юной хрупкой девушкой. А к спасению белок ее привело само провидение.
«Три года назад в начале лета я гуляла в Бутовском лесопарке и нашла бельчонка, совсем слепого малыша, — Серафима делает глоток капучино и задумчиво смотрит куда-то вдаль за барную стойку. — Это был мой первый. Он лежал в траве и пищал. Его облепили личинки мух. Уже темнело и я сначала даже не поняла, что это вообще за существо. Подумала, что крыса — хвост был совсем лысый. Не смогла пройти мимо — забрала этот живой комок домой. Понадобилось время, чтобы разглядеть его и понять, что это белка. Поначалу я боялась: вдруг она меня укусит? А вдруг у нее бешенство?»
Бельчонку нужно было тепло, правильное лечение и питание. Серафима стала его выхаживать. Кормила из инсулинового шприца, согревала, делала уколы. «Времени для всего этого у меня было много. Я тогда как раз была на последнем месяце беременности, ждала четвертого ребенка, — вспоминает Серафима. — А когда родилась дочь, я их прижимала к себе обоих.
Бельчонок окреп, повзрослел, стал любимцем семьи. Но как-то раз заигрался и выпрыгнул в окно. У нас, к счастью, второй этаж. И поскольку рядом был лес, он уже не вернулся, убежал. Я долго искала его, несколько дней звала, слушала — вдруг где-то собака залает. Но так и не нашла. Мы все очень горевали. В то же время теперь я понимаю, что это было лучшим развитием событий как для бельчонка, так и для меня и моей семьи. Белкам сложно обеспечить полноценный уход и питание в квартире. А когда в доме дети, то это еще и довольно опасно. К примеру, маленький ребенок спит, а бельчонок особенно не разбирается — где можно прыгать, а где нельзя. Пережив грусть потери, я решила, что больше не заведу дома белку — но и контакт с этими животными терять не хочу. Они удивительные, трепетные, ранимые, невероятно жизнелюбивые — и в то же время такие беззащитные. Решила, что буду заниматься их спасением».
- Фото: Соня Лесная
Серафима быстро нашла в Москве единомышленников. Оказалось, что многие жители Москвы так же, как и она, неравнодушны к проблемам белок и готовы их спасать. Впрочем, в самом начале приходилось искать не только волонтеров, но и самих пострадавших животных. Информацию добывали в соцсетях, в блогах, по хештегам. Люди писали на своей страничке: мы нашли бельчонка, смотрите какой лапочка. А «белкоспасовцы» отвечали: да он у вас умирает, срочно начинайте реанимацию и лечение.
«Если белку привезли ко мне, я оказываю срочную помощь прямо у себя дома, — говорит Серафима. — Для этого у меня все есть: необходимые медицинские препараты, кислородный концентратор, инсулиновые шприцы. А у обычного человека, который нашел белку, ничего этого нет и нет никакого опыта по спасению белок».
- Фото: Соня Лесная
Наконец спасатели белок поняли, что обстоятельства сами заставляют их создать в городе волонтерское движение, способное реагировать на экстренные ситуации. По словам Серафимы, количество волонтеров год от года меняется. Кто-то взял одну белку, вы́ходил и больше не берет. А у кого-то счет спасенным идет на десятки. Сейчас в Москве в составе постоянной слаженной команды порядка десяти человек. Среди них несколько мужчин 25-35 лет. Один работает с IT-сферой, еще один — мерчендайзером. Чем занимаются остальные, неизвестно. Главное, что в нужный момент они всегда готовы помочь: перевезти пострадавшую белку из одного конца Москвы в другой, сходить за лекарствами, смастерить домик. Выхаживают бельчат в основном женщины средних лет. Среди них есть бухгалтер, страховой агент, частный предприниматель. Серафима говорит, что больше двух-трех бельчат в одни руки передавать нельзя, волонтер не будет успевать оказывать им должный уход. И если «белкопад» особенно интенсивный и выпавших бельчат много, «белкоспасовцы» пишут в волонтерские чаты и ищут добровольцев. В последнее время на сообщения волонтеров особенно активно откликаются девушки — студентки ветеринарных колледжей и вузов.
Для эффективной и слаженной работы «Белкоспас» создал свою группу в социальной сети «ВКонтакте». В закрепленном сообщении написано крупным шрифтом: «Внимание! Нашли белочку? Срочно пишите!» У группы почти 1500 подписчиков, среди которых не только жители Москвы. В опубликованных постах — пронзительные истории спасения со счастливым концом.
- Фото: Соня Лесная
Как оказать первую помощь белке, пострадавшей при белкопаде?
- Оцените состояние бельчонка. Если найденыш слепой, холодный, не может сам передвигаться, раненый, ему срочно нужна помощь: он сам не может полноценно передвигаться, слепой и слишком маленький, холодный, раненый.
- Согрейте бельчонка. Его можно завернуть во что-нибудь теплое и прижать к телу, согреть дыханием или просто в ладонях. Нужно делать это бережно и аккуратно, особенно если бельчонок травмирован.
- Срочно обратитесь к ветеринару. Он осмотрит животное и выяснит, есть ли у него травмы, обезвоживание и пневмония. Также можно написать или позвонить в «Белкоспас», все контакты указаны в группе и на сайте.
- Если бельчонок выглядит бодрым и здоровым, нужно попробовать вернуть его в семью. Обеспечьте ему временное теплое место, чтобы он не сидел и не лежал на голой холодной земле. Подождите пару часов. Белка-мать может вернуться за своим малышом и забрать его. Не оставляйте бельчонка в одиночестве, он может стать жертвой собаки или кошки.
- Найденных бельчат ни в коем случае нельзя кормить коровьим и человеческим молоком. Для белок подходят только качественные молочные смеси для щенков и котят.
Спасенных белок множество, но еще больше тех, кому понадобится помощь. В теплых регионах России уже сообщают о начале «белкопада». И «белкоспасовцы» находятся в состоянии повышенной готовности. Совсем скоро эта волна накроет Москву, и тогда понадобятся все ресурсы и силы.
«Мы ищем волонтеров, живущих в разных районах Москвы, потому что на транспортировку порой уходит драгоценное время. К примеру, если белке с переломом позвоночника оказать необходимую квалифицированную помощь в первый час, она восстановит все двигательные функции. Медлить нельзя! Нам очень нужны добровольцы, которые могут и укол сделать, и реанимацию провести. Найти таких очень сложно, но все же возможно. Еще мы мечтаем найти дом для белочек — помещение для полноценного лечения, чтобы там было и оборудование, и все медикаменты», — делится Серафима планами на грядущий сезон.
- Фото: Соня Лесная
Понятно, что за время восстановления животные успевают привыкнуть к комфортной жизни и вкусной еде. Поэтому перед спасателями стоит еще одна задача: приучить белок к самостоятельности. Для этого их отвозят в специальные питомники, где возвращают к дикому образу жизни. И только убедившись, что белка готова к независимости, может сама добывать еду и обустраивать гнездо, ее выпускают в лес.
«Мы против того, чтобы белки содержались в неволе, — говорит Серафима. — Дома мы вынужденно держим только тех животных, которые в природе не выживут. Но если белка абсолютно здорова, она отправляется в естественные условия обитания».
Мы прощаемся с Серафимой, и я возвращаюсь к себе домой на Сокол уже поздней ночью. Смотрю в окно на парк героев Первой мировой войны и представляю, как завтра утром пойду туда высматривать белок и слушать, о чем они говорят. Оказывается, они умеют цыкать. Так белки передают друг другу и москвичам свое раздражение, возмущение или несогласие с чем-либо. Но умеют они не только ругаться. Еще белки курлычат и даже поют. Это значит, что все у них хо-ро-шо.