16.10.2024

Некрополисты и места их обитания

Изображение анонса
Фото: Владимир Аверин

Некрополисты у многих ассоциируются с готами, экстрасенсами и эзотериками, которые проводят на кладбищах различные ритуалы. Но ничего общего между ними нет. Некрополистика — это подраздел исторической дисциплины, который занимается изучением и сохранением некрополей, то есть кладбищ. Кому и зачем это нужно, нам рассказала член московского Общества некрополистов Лада Анцибор.

Некрополист Лада Анцибор выбрала для встречи Даниловское кладбище, потому что здесь она курировала поиски одного захоронения, которое мы сегодня посмотрим. В назначенное время я подхожу к воротам, где меня уже ждет Лада — высокая, статная молодая женщина с ярко-рыжими волосами. Я боялась, что некрополист окажется серьезной и мрачной дамой, но она приветливая и жизнерадостная. Исследование кладбищ — хобби Лады, а по профессии она психолог.

«Мне почему-то всегда нравилось гулять по кладбищам и рассматривать памятники. Когда я переехала из Ашхабада в Москву и начала изучать город, конечно, стала смотреть местные кладбища, — рассказывает Лада. — Больше всего мне тогда понравилось Введенское — там очень зелено и много красивых надгробий. Чуть позже я познакомилась с человеком, который увлекался краеведением. Мы стали вместе ходить на прогулки, он мне рассказывал об интересных захоронениях и судьбах людей. Тогда я впервые задумалась, сколько информации могут содержать надгробия».

Фото: Владимир Аверин

Общество некрополистов организовали в 2007 году несколько энтузиастов. Сейчас в нем официально числятся 20 человек. «Одних интересуют поминальные традиции и культура памяти, других — поиск захоронений и изучение биографий. Мне хотелось узнать, как люди выстраивают отношения с ушедшими, какую связь ощущают с прошлыми поколениями, — рассказывает Лада, которая пришла в общество в 2015 году. — Однажды я вела полевую работу на кладбище — искала захоронение — и увидела, как очень пожилой мужчина, стоя рядом с семейным захоронением, разговаривает с умершими членами своей семьи. Он поздоровался со всеми, кто там похоронен, рассказал им, как у него дела, а затем прочитал несколько молитв и пообещал, что скоро вернется. Меня эта картина очень тронула. Возможно, он единственный из большой семьи остался в живых и так справляется с одиночеством».

Фото: Владимир Аверин

Внутренний компас

Среди некрополистов есть исследователи биографий летчиков, космонавтов, актеров и других выдающихся личностей — они публикуют статьи, ведут тематические сайты и организуют выезды, чтобы привести в порядок захоронение или установить памятник. На средства участников и жертвователей общество установило 11 новых надгробий.

Лада в компании славится тем, что быстрее других находит нужное захоронение. Коллеги отмечают, что, пока все идут по ложному следу, Ладу как будто ведут к цели неведомые силы. Некрополист признает, что в последнее время ей и правда везет, но ни с чем сверхъестественным это не связывает: «Иногда получается быстро найти, а порой я тоже петляю. Бывает, приду на кладбище, проведу там совсем немного времени, но чувствую, что пора заканчивать визит, ничего сегодня я не найду. Я к таким ощущениям прислушиваюсь. Наверное, это чутье?»

Сегодня внутренний компас Лады немного сбоит — мы 20 минут блуждаем вокруг нужного участка и каждый раз проходим мимо захоронения. Подъемы и спуски по тропинкам даются непросто, и мы решаем немного замедлить шаг. В этот момент Лада наконец находит ориентир — большой пень у тропинки, от которого, как в сказке, нужно отсчитать несколько шагов — и увидишь оранжевую ограду.

На белом памятнике высечены два имени — «Васильева В. С.» и «Бах Т. Я.». К моему удивлению, даты рождения не указаны — есть только даты смерти: «Сконч. 27. I 1959 г.» и «Сконч. 17. IX 1983 г.». У плиты стоит черно-белая фотография Татьяны Яковлевны Бах в рамке с подписью «Заслуженная артистка РСФСР».

«В 2017 году в Общество некрополистов обратился историк и писатель Дмитрий Урушев. Он рассказал, что собирает информацию об артистке оперетты и немого кино Татьяне Яковлевне Бах, — рассказывает Лада. — Она была соседкой бабушки Дмитрия и в голодные годы очень помогла его семье. Можно сказать, благодаря Татьяне Яковлевне была вскормлена мама Дмитрия — каждое утро соседка приносила им молоко. Спустя много лет Дмитрий решил написать о ней материал и возложить цветы к ее могиле. Но не смог найти, где она похоронена».

Фото: Владимир Аверин

Детей у актрисы не было, дальних родственников тоже. Свои последние годы она провела в доме престарелых. Кто организовал ее похороны и заказал памятник, у кого это можно узнать? Вопросы висели в воздухе. Дмитрию лишь удалось выяснить, что Татьяна Яковлевна похоронена на 36-м участке Даниловского кладбища.

Лада решила помочь Дмитрию и вместе с коллегами провела поиски, но они ни к чему не привели: могил на 36-м участке много, некоторые надписи уже не читаются. Потерпев неудачу, Лада с коллегой обратились в контору кладбища. Благодаря принадлежности к Обществу некрополистов и убедительным доказательствам того, что идет поиск захоронения известной в прошлом артистки, удалось получить информацию об архивной записи, указывающей, что на могиле Т. Я. Бах имеются крест и цветник.

Найти нужное надгробие удалось только с четвертого раза: Лада ориентировалась на одиночную могилу, а оказалось, что искать надо было семейную. Как выяснилось, Татьяну Яковлевну Бах подзахоронили к некой Васильевой В. С. по заявлению гражданки Адамовой. Ни Ладе, ни Дмитрию не удалось найти Адамову и выяснить, в каких отношениях она была с Татьяной Бах. Связаться с нынешними владельцами участка тоже не получилось — их имена и контакты сотрудники кладбища разглашать не могут. В итоге члены Общества некрополистов самостоятельно привели в порядок участок, покрасили ограду, повесили мемориальную табличку и установили в рамке фотографию Татьяны Яковлевны. Теперь время от времени Дмитрий приходит сюда почтить ее память.

Фото: Владимир Аверин

Колумбарий вместо сейфа

Пока мы стоим у могилы Т. Я. Бах, на меня нападают муравьи — они заползают под штанины и яростно кусают мне ноги. Не в силах терпеть, я прошу Ладу вернуться на асфальтированную тропинку. Мы пробираемся через старые захоронения обратно к большому пню, и в этот момент начинается ливень. Капли барабанят по зонтам, и нам с Ладой приходится перекрикивать шум дождя.

«Общество некрополистов занимается только выдающимися личностями, когда-то известными, а сейчас незаслуженно забытыми. Но порой к нам в индивидуальном порядке обращаются люди, которые не могут найти захоронение родственника, — тут каждый сам решает, готов ли он оказать помощь и провести поиски», — говорит Лада.

Фото: Владимир Аверин

Сама она не ведет сайты и не организует выезды. Интересные истории находят ее сами. Например, однажды Лада была на кладбище в Рязани и обратила внимание на надгробие, где был указан домашний адрес умершего. Ей захотелось больше узнать об этом человеке, и она связалась с администрацией указанного поселка. Оказалось, по адресу, написанному на камне, до сих пор живут дальние родственники покойного. Они не знали, что их предок похоронен в Рязани, но после разговора с Ладой подняли архивные документы и фотографии и в итоге опубликовали эту интересную историю.

Об одной женщине — Елене Ришиной, которая доживала последние дни в одиночестве, — Лада написала статью сама. Елене некому было завещать семейный архив и личные вещи родственников, поэтому она решила перенести их в нишу семейного колумбария. Сейчас там находятся письма и фотографии, пластиковая коробка с наградами супруга Ришиной, кружевные распашонки их сыновей и много других вещей. Когда Елены Ришиной не стало, ее соседка нашла в шкафу последний конверт с подписью: «Это мое! В гроб». После кремации соседка положила конверт в ту же нишу, к другим сверткам.

Фото: Владимир Аверин

«Эта женщина понимала, что после ее ухода всех ее близких забудут. Ни одна живая душа не будет помнить, что жили когда-то на свете Елена, Лев, Юрий и Петр Ришины, чем-то занимались, чем-то увлекались. Елена нашла необычный способ увековечить память — перенесла всю свою жизнь на кладбище и таким образом сохранила историю семьи, — говорит Лада. — Мне захотелось отдать ей дань уважения».

Возможно, интерес к судьбам чужих людей связан с семейной историей Лады. Ее родня была разбросана по всему СССР. «Не все поддерживали друг с другом связь, — говорит некрополист. — Мои родственники похоронены очень далеко, и я не могу навещать их могилы, но я могу проявить уважение к тем, кто рядом».