«Пара танцует, потому что ей есть о чем танцевать»
Представьте: вы сидите в одном из кафе Буэнос-Айреса, на стенах красуются черно-белые фотографии, висит старинный бандонеон. Вы попиваете красное сухое вино. Пространство заполняют звуки милонги. Нарядно одетые мужчины и женщины танцуют в ронде или обмениваются мирадами. Вы — в ожидании кабесео на следующую танду.
Возможно, вам пока ничего не понятно. И это неудивительно: я говорю на родном языке танго — испанском. И именно этот танец научил меня тому, что далеко не все можно и нужно говорить словами.
Но обо всем по порядку.
С Игорем и его женой Еленой, танцорами и педагогами танго, мы встречаемся в парке искусств «Музеон» на набережной Москвы-реки. Они не сговариваясь надели все синее: на нем хорошо отглаженный костюм, на ней — велюровая юбка и кружевная блуза.
Игорь с детства занимался народными танцами, а в юношестве служил артистом балета и исполнял сольные партии, параллельно учась на физфаке. «Утром я шел на пары в университет, в обед — репетиция в театре, после — снова в университет, а вечером у меня был спектакль. Так я проводил почти каждый день. И даже после окончания университета, когда был распределен на государственное предприятие, все равно продолжил танцевать», — рассказывает он.
Через восемь лет учебы и работы почти без выходных Игорь оставил театр и стал работать только по специальности — в государственной компании, которая занималась оцифровкой бумажных карт. Танцы, можно сказать, забросил и руководил отделом из 60 женщин. «20 лет назад подруга жены позвала меня в танго. Она очень эмоционально рассказывала об этом танце, а я будто ждал этого предложения и был готов, — объясняет Игорь. — Группа занималась социальным аргентинским танго — это когда мужчина и женщина танцуют так, как чувствуют именно в эту минуту. Пара постоянно импровизирует. И каждое следующее движение не делается, не выполняется, а случается, происходит и вытекает из состояния мужчины и женщины».
- Фото: Анастасия Плотникова
Поначалу мой собеседник воспринимал танго как хобби. Его привлекала импровизация и удивляло, что можно влиять на партнершу и вести ее, перераспределяя свой вес. «К тому же в танго не требуется специальной подготовки, движения естественны и все построено на шагах. — Он останавливается, задумчиво смотрит вверх, что-то вспоминая, и продолжает: — Когда у меня стало получаться, я впервые подумал, что танго можно танцевать в любом возрасте и будет чем заняться после 80 лет».
В 2010 году Игорь впервые поехал в Буэнос-Айрес, чтобы учиться танго у настоящих тангерос — профессиональных танцоров, милонгерос — танцоров, поклонников, ценителей танго и маэстрос — гуру танго. Он влюбился в колорит южноамериканской столицы, а еще больше — в сам танец.
Абразо
«Танго — это в первую очередь музыка, а только потом танец», — объясняет Игорь, театрально жестикулируя. «Если музыка не вдохновляет, то лучше не выходить. Говорят, танго танцуют трое: мужчина, женщина и музыка», — добавляет Елена. И тут же ее мысль подхватывает супруг: «И в социальном танго очень важна эмоциональная составляющая, настрой и желание партнеров танцевать каждое танго как лучший танец в своей жизни. Пара танцует, потому что им есть о чем танцевать».
Игорь замечает, что может рассказать еще много интересного, но считает, что мне «нужно все понять через танец». Мы подходим к лавочке, чтобы переобуться: у Игоря туфли с кожаной подошвой, у меня — босоножки на шпильке.
В танго мужчина и женщина под музыку рассказывают историю — не обязательно свою — и играют какую-то роль. «Одно из заблуждений — что танго всегда только о страсти. На самом деле оно про жизнь. Мужчина и женщина общаются без слов, посредством abrazo (исп. объятие). — Игорь протягивает мне левую руку, приглашая на танец, правую кладет мне на спину. — Смотрите, я кладу руку вам на уровне сердца, вы — на мою спину точно так же. Это и есть объятия — открытые, потому что мы находимся на расстоянии».
- Фото: Анастасия Плотникова
В танго женщину ведет мужчина. В основе танца — шаг. Сначала мы с Игорем шагаем вперед и назад. Затем разучиваем два варианта каминаты — прогулки, как в танго называют движение партнеров по танцполу. «Чем лучше камината, тем лучше танго. При помощи “прогулки” можно интереснее интерпретировать музыку», — объясняет педагог.
Играет танго золотого века (1930–1940-е годы), мое алое платье развевается на ветру. Это выглядит очень эффектно. Я радуюсь, что до сих пор не подвернула ногу на больдосе (плитке). Думаю, все потому, что ведет Игорь.
Кодигос
Негласные правила в танго называются кодигос. Они касаются поведения на милонгах (танго-вечеринках) как во время танцев, так и в перерывах. «Никого нельзя принудить танцевать танго: ни женщину, ни мужчину. Даже приглашение осуществляется по определенному ритуалу: мирада — обмен взглядами — и кабесео — кивок в сторону танцпола. Если просто подойти и пригласить женщину “с руки”, получишь стопроцентный отказ», — объясняет Игорь.
Во время танца в ронде (это круговые линии, по которым пары перемещаются по танцполу) ни в коем случае нельзя касаться других пар. «Когда я был на милонге в Буэнос-Айресе, мы с партнершей случайно задели одну пожилую пару. Не наступили, а просто коснулись. Они как будто “проснулись” от танца и больше не смогли в него “войти”», — рассказывает он.
Кодигос распространяются и на внешний вид. Мужчина опрятно одет, от него хорошо пахнет. Если милонга интенсивная и мужчина вспотел, нужно незаметно сменить рубашку. Женщинам не рекомендуется пользоваться маркими помадами, чтобы не оставить след на рубашке партнера в момент закрытого объятия, когда головы и тела партнеров соприкасаются.
Во время танго не разговаривают, для этого есть перерывы — кортины, что переводится как «занавес». «После танца не принято говорить “спасибо” и высказывать какую-либо благодарность вербально, — рассказывает завсегдатай милонг. — Моя ученица частенько танцевала с одним и тем же партнером. И как-то раз решила ему от души сказать, как это было прекрасно. На что он ответил: “Вы мне очень грубо льстите!” И перестал с ней танцевать».
- Фото: Анастасия Плотникова
Болео
Игорь преподает почти десять лет. «На уроках мы танцуем социальное танго, приглашаем аргентинских маэстрос, проводим милонги», — рассказывает он. Танго-вечеринки Игоря и Елены называются «Седьмое небо». Там все происходит согласно кодигос.
В Москве милонги проходят чуть ли не каждый день, однако Игорь считает, что их посещает не так много людей, как хотелось бы. «Народ приходит в основном по праздникам или на конкретные выступления оркестра, пары. А милонга — это вечеринка, когда каждый день как праздник. И ты приходишь не потому, что это развлекает, а потому что любишь танго!» — экспрессивно поправляя прическу взмахом головы, говорит Игорь.
Преподавание он не воспринимает как работу и к танго относится как к призванию. «Обучение взрослых людей, которые никогда не танцевали, у меня действительно получается. Причем учить я могу как мужчин, поскольку в армии командовал отделением и взводом новобранцев, так и женщин, потому что руководил отделом аж из 60 дам. Танго — это мой образ жизни!» — объясняет Игорь.
Елена и Игорь танцуют не только на милонгах. Иногда танго захватывает их в самых неожиданных местах: в кафе, на улице и даже в аэропорту. «Как-то мы ездили в Нижний Новгород отдыхать. Была осень, слякотная такая, — вспоминает Елена. — Мы посмотрели кремль и возвращались к отелю. А на улице мужчина играл на аккордеоне. Наш товарищ спросил: “А танго можете?” Игорь кивнул в сторону “танцпола”. Я даже сумку не успела снять, как мы уже танцевали». Игорь подхватывает: «Однажды, возвращаясь с коллегой из Самары, мы решили станцевать прямо в аэропорту. Я включил музыку на телефоне, и мы танцевали под тихие звуки танго и объявления диктора аэропорта».
Мой собеседник уверен, что танго меняет людей в лучшую сторону и даже оказывает терапевтический эффект: «Те, кто стеснялся находиться в коллективе и общаться с противоположным полом, меняются. Даже я, несмотря на то что много танцевал на сцене, был очень стеснительным и неуверенным в жизни. Но именно в танго я понял свою цену как мужчина и партнер».
Танго помогает построить более доверительные и близкие отношения в паре. Все дело в постоянных касаниях и объятиях, которые располагают людей к друг другу. Игорь считает, что в танго, семье и жизни есть главное правило: внимательно слушать друг друга и быть вместе.
Партнеры по жизни и по танго уверены, что танцевать будут еще очень долго, Игорь — до 83–85 (кстати, аргентинцы в таком возрасте часто все еще танцуют), Елена — «пока ноги будут держать». Она даже шутит, что в гробу будет лежать с идеальным болео — махом ногой в танго. «Мы постоянно совершенствуем себя, оттачиваем шаг, изучаем новые фигуры», — заканчивает разговор Игорь и, обращаясь к супруге, кивает в сторону набережной.
Звучит музыка, Игорь протягивает Елене руку, та элегантно обнимает мужа. Пара прижимается друг к другу и танцует. Их лица сосредоточены, а глаза горят. Блики солнца играют на воде. Игорь ведет, Елена ему подчиняется, изящно переступая ногами в золотых туфлях.
- Фото: Анастасия Плотникова